|
[Божьей милостью поэт]
Константин Фофанов (1862-1911)
|
|
В начало > Константин Фофанов > О творчестве > |
|
Игорь-Северянин. Цветы неувядные. (Лирика Фофанова)
Я беру с полки книжку, одну из тех немногих, которые захватил с собою, уезжая из Петербурга в 1918 году на дачу в Тойла. Книжка издана в 1887 году Германом Гоппе. Ее название: “Стихотворения К. М. Фофанова (1880—1887 гг.)”. Это — первая книга поэта. Издана она в год моего появления на свет и в год смерти С. Надсона — даты знаменательные... Фофанов писал семь лет при жизни Надсона и был многим уже знаком до своей первой книги. И не странно ли: посредственный Надсон был божеством для молодежи, между тем как более чем талантливый Фофанов для большинства оставался чуждым. Надсоном зачитывались, учили его наизусть, всячески “уважали” и чествовали, его появления на эстраде сопровождались овациями, “Литературный фонд”, издававший в бесконечном количестве экземпляров его единственную книгу, разбогател на ней, а Фофанова почти не замечали. Я не говорю, конечно, о настоящих немногих ценителях искусства — я имею в виду так называемую “большую” публику. Объясняется, однако, все это очень просто: у Фофанова не было тенденции, обязательной для русского поэта той эпохи. Надсон же, писавший душещипательные элегии, насыщенные гражданской скорбью и стереотипной лирикой обывателя, отвечал как раз запросам времени. Я убеждался неоднократно, что рядовой читатель, к сожалению, до сих пор плохо разбирается в вопросах стиля, и это — после извержения такой поэтической Этны, как Бальмонт, после офортов Брюсова и аллитерационной волшбы Сологуба!.. Немудрено, что в те времена, когда, прозевав Каролину Павлову, Баратынского и Тютчева, русский читатель зачитывался Некрасовым и Плещеевым, Надсон пришелся ему по вкусу и был принят им целиком. Какое могло быть дело публике до жалкого однообразия его размеров, вопиющего убожества затасканных глагольных рифм, маринованных метафор и консервированных эпитетов? Самое главное было налицо: “тоска по иному”, все остальное не замечали, не хотели замечать и замечать не умели. Здесь я делаю необходимую оговорку: воздавая Надсону глубокое уважение как человеку безукоризненной честности, и вполне сочувствуя его тяготению к иным формам затхлой жизни его эпохи, я абсолютно не принимаю его как поэта, для ухода из этой самой затхлости пользовавшегося затхлыми средствами в своем творчестве. Я не склонен и обвинять его за это, памятуя, что его одаренность была весьма ограниченной и не позволяла ему заняться изысканиями иных средств. Я только хочу конcтатировать прискорбный факт превознесения малодостойного за счет достойного вполне. Повторяю, я говорю только с точки зрения литературного, специального подхода, и ничего более. Вот для этого-то я и достал с полки книжку Фофанова, современника Надсона, которого высоко ценил сам Надсон, чтобы сделать несколько знаменательных из нее выборок, могущих сказать сами за себя больше, нежели я стал бы пытаться прозой хвалить стихи! Но прежде, чем сделать это, припомню кстати эпизод, происшедший в 1912 году в Москве за ужином после моего концерта в “Эстетике”. Присутствовавший на этом ужине ныне покойный профессор С. А. Венгеров, говоря о Надсоне, всячески его восхвалял и защищал от нападок моих и Валерия Брюсова, читавшего на моем вечере стихи, мне посвященные. “Понимаете ли,— говорил Венгеров,— что, читая Надсона, чувствуешь не только тоску, но и ужас...” Тогда Брюсов саркастически заметил: “Если в темноте меня схватят за горло, я тоже почувствую ужас. Следует ли, однако, что этот ужас художественного происхождения?..” Ясно: если Надсон не был художником, то “ужас” его был несколько иного порядка. Я раскрываю томик Фофанова на первой странице, украшенной его автографом. Дата — 23 мая 1908 года, мыза Ивановка, на станции Пудость: НА ПАМЯТЬ ИГОРЮ-СЕВЕРЯНИНУ Это в юности всё было, Прежде я не так любил. И одно мне изменило, Я другому изменил. Эти струны, эта книжка — Грезы юности былой... Но теперь амур-мальчишка Стал и взрослый и седой. Потому-то сердцу больно, Вьюга веет на душе, И следы любви невольно Я ищу на пороше. Той любви своей юности искал престарелый поэт, гостя у меня на даче, когда на нашей “изношенной земле”, под “золотой лазурью”, “весною, в Божьи именины, тебе веселый праздник дан: в твоем саду цветут жасмины, в твоем саду журчит фонтан”, когда над “огненной урной тюльпана” светит “молодая луна”, когда Весь заплакал сад зеленый, Слезы смахивают клены На подушки алых роз. Порвана последней тучки Легко-дымчатая ткань. И в окно уносят ручки Юной бабушкиной внучки Орошенную герань... когда Едва-едва забрезжило весной, Навстречу вешних дней мы выставили рамы. В соседней комнате несмелою рукой Моя сестра разучивала гаммы. Духами веяло с подержанных страниц,— И усики свинцово-серой пыли В лучах заката реяли и плыли, Как бледный рой усталых танцовщиц... И не хотелось ли поэту, вспоминавшему свою молодость, заключенную в монастыре лет, сказать ей: Быть может, тебя навестить я приду Усталой признательной тенью Весною, когда в монастырском саду Запахнет миндальной сиренью? Опечаленно вспоминает он дальше: Тихо бредем мы четой молчаливой, Сыростью дышат росистые кущи... Пахнет укропом, и пахнет крапивой, Влажные сумерки гуще и гуще... ...Верно, давно поджидает нас дома Чай золотистый со свежею булкой. Глупое счастье, а редким знакомо... И не подумал ли он, смотря на осенеющий парк Ивановки: Полураздетая дуброва, Полуувядшие цветы, Вы навеваете мне снова Меланхоличные мечты.1 О музе прежних дней, о которой он сказал когда-то: Увы, ей верить невозможно, Но и не верить ей нельзя. О, молодость Фофанова, когда Заслушалась роза тюльпана, Жасмин приклонился к лилее, И эхо задумалось странно В душистой аллее.2 Теперь же Время набожно сдувает С могильных камней письмена. Вспомнились и давние незабудки, не увядшие на клумбе воспоминаний: Не грели душу сны живые, Лишь доцветали на окне Две незабудки голубые, Весною брошенные мне... И в те ли дни встретился он впервые с любовью, которой сказал: С тоской в груди и гневом смутным, С волненьем, вспыхнувшим в крови, Не повторяй друзьям минутным Печаль осмеянной любви. Им все равно: они от счастья Не отрекутся своего, Их равнодушное участье Больней несчастья самого.3 Не любил поэт города: Столица бредила в чаду своей тоски, Гонясь за куплей и продажей. Общественных карет болтливые звонки Мешались с лязгом экипажей...4 И он шел рассеянно, город его не волновал, мечты мчались туда, где ...серебро сверкающих озер, Сережки вербы опушенной И серых деревень заплаканный простор, И в бледной дали лес зеленый... И веяло в лицо мне запахом полей, Смущало сердце вдохновенье, И ангел родины незлобивой моей Мне в душу слал благословенье.4 И не за эту ли свою любовь к природе поэт всегда Был встречаем природой знакомой, Как нежною сестрою потерянный брат?.. Не одну существующую земную природу знал он, была хорошо знакома иная природа — природа фантастическая: Я грезою в Эдем перенесен: Меж мшистых скал легко гарцуют лани, Цветет сирень, синеет небосклон, И колибри трепещет на банане... 5 Это в эпоху-то Надсона! Вы все-таки еще не согласны, господа, что кpaсота выше пользы?.. 1924 Озеро Uljaste Игорь-Северянин. Из книги "Уснувшие весны"
|
В начало > Константин Фофанов > О творчестве > |