Доре
[Gustave Doré]
Гюстав Доре (1832-1883)
Сиеста
 • В начало > Гюстав Доре > Биография
 • Страница • << 1 >>
Гюстав Доре
Портрет Гюстава Доре
Надар

Le site web Alexandre Dumas pére
Гюстав Доре
Гюстав Доре

Art Renewal Center
"Благоразумие вашего неблагоразумия по отношению к моим разумным доводам до того помрачает мой разум, что я почитаю вполне разумным принести жалобу на ваше великолепие"
Дон Кихот Ламанчский
1863

Гюстав Доре
Гюстав Доре

Памятник Александру Дюма
Памятник Александру Дюма
Париж

Le site web Alexandre Dumas pére
Биография

Гюстав Доре [Gustave Doré] (1832-1883) был самым популярным иллюстратором всех времен как по количеству гравюр (свыше 10000), так и по количеству изданий (свыше 4000). В течение сорока лет, с 1860 по 1900 годы, новое проиллюстрированное Доре издание выходило в среднем каждые восемь дней! Его 238 гравюр к Библии намного превосходили по популярности все остальные и выдержали около 1000 изданий. Кроме того, Доре был не только иллюстратором. Он создал свыше 400 живописных полотен. Миллионы людей приходили увидеть галерею его картин. Он также создал несколько сотен акварельных рисунков и десятки скульптурных работ. В Париже находится созданный Доре памятник Александру Дюма.

Почему же тогда так много людей никогда не слышали о Гюставе Доре? Возможно, они не знакомы с его именем, но с его гравюрами встречаются везде, подобно обложке журнала "Тайм". Доре - это также один из самых хранимых секретов Голливуда. Его гравюры были использованы во многих классических фильмах, таких как King Kong, Great Expectations и The Ten Commandments, а также во многих недавних фильмах, таких как Amistat, Seven и What Dreams may Come. Имя Доре может появляться и исчезать в поп-культуре, однако несомненно то, что его искусство продолжает оказывать влияние на новые поколения как романтиков, так и реалистов.

Гюстав Доре родился в январе 1832 года в Страсбурге. Он был необыкновенно одаренным ребенком. Самые ранние его рисунки относятся к возрасту пяти лет. Истории его ранней художественной удали легендарны. К 12 годам он вырезает свои собственные литографические камни и создает набор гравюр вместе с соответствующими рассказами. Знаменитый французский иллюстратор Жан Гранвиль [Grandville] познакомился с Гюставом и предсказал ему большой художественный успех. Однако никто не мог представить, насколько быстро этот успех к нему придет.

Доре стремительно ворвался на парижскую художественнуюй сцену в возрасте 15 лет, хотя он был маленького роста и выглядел лет на 10. В это время семья Доре впервые посетила Париж, и Гюстав сразу же влюбился в художественную столицу. Однажды они проходили мимо издательства, в окне которого были выставлены гравюры. Гюстав немедленно задумал план. На следующее утро он притворился больным, чтобы остаться дома одному. Он быстро сделал несколько набросков и направился в это издательство. Он вошел через парадную дверь, нашел комнату издателя Шарля Филипона [Charles Philipon] и ворвался к нему. Он бросил свои рисунки на стол Филипона и воскликнул: - Вот как эти иллюстрации должны быть сделаны. Филипона сначала позабавили шалости Гюстава, но взглянув на его рисунки, он чуть не закричал. Он позвал других сотрудников в свою комнату. Никто не мог поверить, что маленький мальчик сам это нарисовал. Поэтому они попросили его сделать еще несколько рисунков прямо здесь, и Гюстав сделал их буквально в считанные секунды. Общее изумление еще больше усилилось. С этого момента Филипон уже не позволил Гюставу оставить его издательство. Сотрудники розыскали отца Гюстава и привели его к Филипону, чтобы договориться с ним о немедленном подписании выгодного контракта для Гюстава. Так как семья Доре отправлялась назад домой, маленький Гюстав поселился у Месье Филипона.

К 16 годам Гюстав Доре стал самым высокооплачиваемым иллюстратором во Франции, получая за одну страницу больше, чем получал Оноре Домье [Honore Daumier] на вершине своей карьеры. Все это кажется почти невероятным. Филипон только что начал издавать новый юмористический еженедельник "Журнал для смеха" [Journal pour Rire]. Доре, "Мальчик-Гений" (как назвал его Теофиль Готье [Theophile Gautier]), - главный художник. Но даже до того Филипон издал первую книгу Доре, когда тому было только 15. Это была сатира, озаглавленная "Труды Геркулеса" [Les Travaux d'Hercules]. Книга, изданная в 1847 году, ныне является раритетной. Эта книга целиком Гюстава - он написал текст, сделал рисунки и все их выгравировал на камне. Маленький Гюстав стал парижской знаменитостью.

Будучи подростком, Доре сделал свыше 2000 гравюр с сатирическими карикатурами. Но он стремился к большему. В 1854 он приступил к созданию литературных гравюр, начав с произведений Рабле [Rabelais] и Бальзака [Balzac]. В 1850-х годах он сделал десятки литературных работ, но снова он стремился к большему. Тогда он сделал шаг, почти столь же смелый, как и тот, который он предпринял в 1847 в издательстве Филипона. В то время Доре работал с ведущим парижским издателем Луи Ашетом [Louis Hachette] и рассказал ему, что он хочет сделать художественную книгу гигантского литературного труда Данте "Ад". До этого времени ни одна из книг Доре не продавалась дороже 15 французских франков. Предложенный том "Ада" стоил бы 100 франков. Ашет отверг его предложение, сказав, что никто не будет платить так много. Доре ответил, что он сам заплатит за все издание. Ашет числился издателем, но в действительности был только печатником. Он лишь предостерег Доре не делать более 100 копий гравюр, чтобы не потратить все эти деньги на переплет. Доре сделал 76 полностраничных гравюр для издания в формате элефант. Издание было выпущено в начале 1861. Несколько недель спустя Доре получил знаменитую телеграмму от Ашета: "Успех! Приходи скорее! Я осел!". Начавшись с продажи 100 копий, к настоящему времени выпущено свыше 200 изданий этого набора гравюр. "Жанр ужасов", каким мы его знаем сегодня, имеет два основных источника - произведения Эдгара Алана По и гравюры Доре к "Аду" Данте. Начало 1860-х утвердило Доре в положении ведущего французского иллюстратора.

Затем последовала серия иллюстраций к детской классике - от "Барона Мюнхаузена" и "Сказок" до "Дон Кихота". Но Доре был все еще относительно неизвестен за пределами Франции. Все изменилось в декабре 1865. В течение трех следующих лет англоязычный мир увидел двадцать фолиантов Доре, содержащих более чем 2000 гравюр. Были опасения, что он не выдержит такого сверхнапряженного труда. Около 20 лет Доре был, несомненно, самым известным художником в мире. Часто говорили, что можно найти фолиант Доре в каждом англоязычном доме, где произносится слово "искусство".

Но вернемся к началу нашего рассказа. В декабре 1865 четыре фолианта Доре были опубликованы в Англии. Спустя короткое время, началось издание Библии в гравюрах Доре - так хорошо известной по упоминанию на странице 46 "Тома Сойера". Вскоре последовали британские заказы на издания Мильтона и Теннисона. Основным британским издателем был Кассел [Cassell], однако к концу 1860-х фолианты Доре были опубликованы на десятках языках.

Доре очень помогло и другое совпадение. В это время получила широкое распространение гальванопластика, которая позволяла неограниченно воспроизводить гравюры с помощью печатных форм. Зарубежным издателям необходимо было только получить гальванокопии гравюр Доре от французских издателей.

В конце 1860-х Доре продвинулся и в области изобразительного искусства, но давайте сначала закончим рассказ о его иллюстрациях. После франко-прусской войны Доре становится намного более серьезным художником. В 1872 году создается книжный шедевр большого социального содержания "Лондон: Паломничество" [Pilgrimage], приветственно встреченный всеми художниками от Винсента ван Гога до лорда Кеннета Кларка.

Доре продолжает создавать книжные иллюстрации и в 1870-х. Поток их не иссякает, при этом он становится более разнообразным, - начиная от книги путешествий по Испании до исторической книги "Крестоносцы" и литературной классики Рабле, Ариосто и Колриджа ("Сказание о древнем моряке").

В 1882 Доре начал работу над своим единственным американским заказом - иллюстраций к "Ворону" Эдгара По. Он умер в начале 1883, только что закончив гравюры для "Ворона". Ему только что исполнилось 51.

В конце 1860-х Доре был снова неугомонен. В течение всей своей художественнической жизни он вторгался в новые области примерно каждые пять лет. Самым большим разочарованием Доре во Франции был отказ художественного истеблишмента признать его как художника, а не иллюстратора. Считалось, что у Доре были трудности с цветопередачей. Кто-то предполагал, что он вообще не различает цветов. Французские художники боялись, что он будет доминировать и в их области подобно тому, как в иллюстрировании. И только в Англии Доре нашел то, что он так искал - полное художественное признание. Последние 15 лет жизни Доре был едва не больше британцем, чем французом.

В 1867 в Лондоне открылась галерея для показа картин Доре. Галерея Доре (она располагалась на [New Bond Street]) была постоянно открыта в Лондоне в течение 25 лет и затем отправилась в США. Британские владельцы галереи Доре заказали ему большую картину на религиозную тему - аналогичную одной из его гравюр к Библии. Это положило начало серии огромных живописных полотен на религиозные темы, благодаря которым Доре стал известен во всем мире. Французы могут сказать, - Но его картины в действительности лишь огромные иллюстрации, - на что британцы могут ответить, - Ну и что?

Окончательное подтверждение Доре как художника произошло в 1896 году в Чикаго, намного позже его смерти. Это было на самой западной остановке галереи Доре. Простой народ среднего запада США так любил Доре, что поставил рекорд посещаемости в Чикагском Институте Искусства. Дневная посещаемость выставки превысила 16000, а в последний день свыше 4000 человек прошли через турникеты в последний ЧАС!!! За восемь месяцев 1,5 миллиона человек пришло увидеть выставку картин Доре. Для сравнения скажем, что предыдущий рекорд посещаемости в американских художественных музеях был 600000 за целый год.

Доре часто называют последним из Романтиков. В 1870-х он рисовал акварельные пейзажи, в частности Альп и Шотландии.

Затем в конце 1870-х он обратился к скульптуре. Он обнаружил, что французы более восприимчивы к его скульптурным работам (нет проблем с цветом). Но опять же эти работы были по-настоящему восприняты только после его смерти. Доре умер в то время, когда он заканчивал памятник своему хорошему другу Александру Дюма. Не найдено ни одной строчки отрицательной рецензии на это произведение ни у одного из французских художественных критиков. Многие из них полагали, что успех пришел к Доре слишком рано и он не оправдал его. Напротив, Доре постоянно оправдывал свой успех и умер разбитым человеком, несмотря на то, что миллионы поклонников во всем мире восхищались его искусством.

Винсент ван Гог называл Доре "Народным Художником", потому что искусство Доре через литературные произведения было обращено ко всем людям. Сегодня все искусство Доре общедоступно и переиздается по всему миру. Наборы гравюр Доре "выгравированы" в памяти общественного подсознания. В этом - истинное наследие Доре.

Биография Гюстава Доре написана Дэном Мэланом [Dan Malan], автором книги "Гюстав Доре - По волнам Мечты о Прекрасном" [Gustave Doré - Adrift on Dreams of Splendor].

 • В начало > Гюстав Доре > Биография
 • Страница • << 1 >>

 •Авторское право•
 Разрешается свободное некоммерческое использование.
 •Copyright•
 Free for non-commercial use only.
 © 5x5 Production, 2004